"Существуют два подхода к "осмыслению трагедий прошлого". Я бы назвал их "человеческим" и "инструментальным" соответственно.
...
2. "Человеческий подход" говорит о "плохих людях", однако масштабы "трагедий прошлого", как правило, настолько велики, что возникает задача объяснить, почему "плохих людей" было так много, и все они вели себя схоже. Отсюда необходимо определить корень зла как действие каких-то всеобщих социальных реалий. Особенно удобным кандидатом на эту роль является действующая идеология, - я бы даже сказал, кандидатом-самовыдвиженцем - а вторым по удобству оказываются дисперсия культурных и биологических свойств популяции или её отличия от других популяций в том же хронотопе ("быдло", "инородцы").

"Инструментальный подход" говорит о "просчётах в расчётах", воспринимая условия, в которых случился перерасход жизни, как данность, и понимая этот перерасход как неестественное следствие естественных причин. Здесь корнем зла оказывается нецелевое использование существующих механизмов или волюнтаристское создание механизмов ненужных. Хотя даже последнее рассматривается как ошибка, а не как результат помутнения рассудка или злого умысла.

читать дальше
(с) Ipse Dixit, прочесть полностью.


И это здорово ложится на копирайтерский дискурс также. Наблюдаем человеческий подход, когда слышим о низкой правовой и прочей культуре быдла населения, "привычке к халяве" и прочее обвинение в "воровстве", или в изнасиловании вон (над аналогией с изнасилованием ржу который день уже, прелесть что такое). Меры - ужесточить наказания, напугать, зопретить, воспитать и перевоспитать. А лучше вообще этих перебить и других завезти и европов.

Наблюдаем "инструментальный подход", когда говорят о неприменимости старого подхода к регулированию оборота ИС, об отрыве информации от носителя, о необходимости ограничить монополизм в данной сфере и т.д. - по списку. Меры типа киберномики, экономике даров, экономики "торговли вниманием" или "привлечённым вниманием" и да! интеллектуального налога.