"Существуют два подхода к "осмыслению трагедий прошлого". Я бы назвал их "человеческим" и "инструментальным" соответственно.
...
2. "Человеческий подход" говорит о "плохих людях", однако масштабы "трагедий прошлого", как правило, настолько велики, что возникает задача объяснить, почему "плохих людей" было так много, и все они вели себя схоже. Отсюда необходимо определить корень зла как действие каких-то всеобщих социальных реалий. Особенно удобным кандидатом на эту роль является действующая идеология, - я бы даже сказал, кандидатом-самовыдвиженцем - а вторым по удобству оказываются дисперсия культурных и биологических свойств популяции или её отличия от других популяций в том же хронотопе ("быдло", "инородцы").
"Инструментальный подход" говорит о "просчётах в расчётах", воспринимая условия, в которых случился перерасход жизни, как данность, и понимая этот перерасход как неестественное следствие естественных причин. Здесь корнем зла оказывается нецелевое использование существующих механизмов или волюнтаристское создание механизмов ненужных. Хотя даже последнее рассматривается как ошибка, а не как результат помутнения рассудка или злого умысла.
читать дальше3. "Человеческий подход" позитивен. Он утверждает, что лучшим средством отработки "трагедий прошлого" является уничтожение социальных реалий, которые заставили людей быть плохими, и замена уничтоженного новыми реалиями, которые заставят людей быть хорошими. Смена символов, обновление политической риторики, программы сегрегации по этническому, социальному или религиозному признаку, affirmative actions в юридической и культурной сферах. В общем, это программа вмешательства в воспроизводство популяции для получения следующего поколения с заданными свойствами - в пределе "отнимем детей у плохих людей, и воспитаем их хорошими".
"Инструментальный подход" негативен. Он предполагает, что уроки "трагедий прошлого" сводятся к установке систем, запрещающих нецелевое использование существующих механизмов, и к институционализации контроля за целеполаганием с тем, чтобы предупредить создание механизмов ненужных. В общем, это программа укрепления и тонкой настройки государства или иных организующих структур популяции. В пределе это программа переписывания организующих структур популяции, "сожгите свои законы и напишите новые".
...
Как легко догадаться, я сторонник "инструментального подхода" в тех случаях, когда речь идёт о целенаправленной деятельности каких-либо политических сил.
Во-первых, он освобождает от необходимости блуждать в лесу моральных абсолютов и нравственных ориентиров. Люди были, есть и будут одинаково хороши и одинаково плохи вне зависимости от смены поколений. Наше дело - не отличать хороших от плохих, а запереть оружейный шкаф и наклеить на дверце инструкцию: кто, когда и при каких обстоятельствах.
Во-вторых, "инструментальный подход" соответствует моим понятиям о порядочности. Дело в том, что "человеческий подход" означает ответственность перед потомками за то, как вы их воспитали. При этом, если в результате вашего воспитания потомки таки ухнут в некую яму, то вексель они вам не предъявят, потому что вы будете уже мёртвенькие.
А я, извините, знаю, что в какую-нибудь яму потомки всё равно ухнут, потому что Вселенная - место для жизни малопригодное. И максимум, на что здесь можно рассчитывать - это то, чтобы потомки ухнули в новую, непредсказанную яму, целиком по собственной глупости, а не по той, которой мы их научили из лучших побуждений.
В-третьих, "человеческий подход" - это, по сути, проявление примата государства над нацией. "Инструментальный" - наоборот, нации над государством.
В-четвёртых, "инструментальный подход" рационален. "Программы действий" в этом подходе могут быть оценены как реалистичные или утопические, выполненные или проваленные. "Человеческий подход" всякую властную иерархию коррумпирует по определению, просто в силу того, что эффективность, соотношение "цена/результат" условно правильных действий в принципе непредсказуемо и может быть истолковано по-разному. (с)
Ipse Dixit,
прочесть полностью.
И это здорово ложится на копирайтерский дискурс также. Наблюдаем человеческий подход, когда слышим о низкой правовой и прочей культуре
быдла населения, "привычке к халяве" и прочее обвинение в "воровстве", или в изнасиловании вон
(над аналогией с изнасилованием ржу который день уже, прелесть что такое). Меры - ужесточить наказания, напугать, зопретить, воспитать и перевоспитать.
А лучше вообще этих перебить и других завезти и европов.Наблюдаем "инструментальный подход", когда говорят о неприменимости старого подхода к регулированию оборота ИС, об отрыве информации от носителя, о необходимости ограничить монополизм в данной сфере и т.д. - по списку. Меры типа киберномики, экономике даров, экономики "торговли вниманием" или "привлечённым вниманием" и да! интеллектуального налога.