вот отсюда, жж Просто про терминологию и риторику понравилось. Ну то есть, ничего нового, но в одном месте и в целом доходчиво. Выжимка, но симпатичная. И автор оптимист, между тем как международная тенденция угрожающая. Это я про АСТА, которое по слухам нам-таки ломится к концу этого - началу следующего года, если кто в курсе.Пиратство и воровство.А теперь серьезно. Пиратство и воровство.
А давайте про пиратство серьезно? Вернее бог с ним с пиратством, давайте поговорим про пиратство и антипиратскую риторику.
Является ли пиратское использование всякого-там незаконным? Да, несомненно. Есть законы итп.На сегодня более-менее очевидно, что антипираты вбухивают изрядные деньги и силы в совершенно неэффективную пропаганду.
В чем же причина столь ошеломляющего провала?
Моя мысль крайне проста - вместо того, чтобы говорить правду о проблемах, которые порождает пиратство, агитаторы предпочитают передергивать и врать. При этом проблема настолько на виду у всех, что на их вранье очень легко поймать. При этом текущий накал пропаганды дополнительно плох тем, что люди, в силу своей профессии, понимающие проблематику, по инерции используют ту же риторику, что мгновенно делает ОСТАЛЬНЫЕ их доводы эмоционально ничтожными.
Конечно самая большая проблема со словом "воровство".
Действительно, сколько бы антипираты не говорили это слово, делание копии с оригинала, и последующее использование ее воровством не является, поскольку "потерпевший" теряет не что-то чту у него уже есть, а ВОЗМОЖНО недосчитывается дохода. "Возможно" - потому что из того, что вы бесплатно воспользовались его продуктом, вовсе не значит, что вы бы купили его при условии невозможности получить его бесплатно.
Это несложное понимание правды жизни позволяет любому дискутирующему на стороне пиратов говорить антипиратов "вы врете" и сворачивать дискуссию к сражению за этот самый тезис. Простейший риторический прием убивает содержательный разговор накорню, и все только потому, что какой-то кретин убедил антипиратов использовать терминологию очевидно несоответствующую их проблемам.
А в чем, собственно, существо проблемы пиратства?А в чем, собственно, существо проблемы пиратства?
Фокус в том, что на самом деле пиратство, это не одна проблема, а комплекс различных заболеваний вокругкопирайтного рынка, который, вне всякого сомнения, нахоится в глубочайшем кризисе, обусловленном его несоответствем текущей жизни. Давайте поймем:
Текущее авторское право разрабатывалось в конце 19 века для того, чтобы защитить доходы книгоиздателей. До сегодняшнего момента мы живем по правилам, основанным на структуре доходов/расходов книгопечатника 19 века, когда в цене книги большую часть себестоимости составляли расходы на изготовление копии, в то время как потребительскую ценность составлял текст. Принятые законы "склеивали" носитель копии и произведение в единый артефакт, что защищало риски распространения тиража.
При этом, обратите внимание, все это произошло в тот момент, когда тиражирование подешевело до способности стать массовым. Еще каких-то 150 лет до того книги выходили в рукописных копиях и никаких проблем с авторским правом не наблюдалось, ввиду отсутствия возможности быстро делать тираж.
Сегодня рынок существенно усложнился. Глядя на него можно выделить несколько основных моментов:
1. изготовление копии настолько удешевилось, что в структуре себестоимости ее цена практически незаметна.
2. большинство объектов авторского права сделаны большим коллективом в рамках сложного производственного процесса
3. на некоторой части рынка один и тот же продукт востребован с совершенно различных структурах потребления.
4. современные технологии лишили компании среств тиражирования и контроля за триажированием почти любого объекта авторского права.
Самое первое, что нам приходит в голову - мы имеем ту же ситуацию, что и перед подписанием Бернской конвенции, но на следующем шаге. Теперь вместо книгопечатников на трон взойдет кто-то другой. Так же как когда-то книгопечатники скинули нафиг писцов. Кто это будет - пока непонятно, подозреваю, что мы уже сейчас видим следы будущего, но еще не способны их осознать в этом ракурсе.
Вернемся к обещаным проблемам вокругкопирайтного рынка.
Я вижу как минимум две основные группы проблем, они СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ.
1. Потерю конкурентоспособности BtC рынка цифровых носителей. Это касается игр и фильмов. Торренты выигрывают не потому что они бесплатные, а потому что там все есть. И есть прямо сейчас. Вся проблема, которую мы наблюдаем это неумение и нежелание издателей получать свои деньги с этого тиража. Даже довольно слабая попытка сделать что-то напоминающее но за бабло, в виде iTunes почти мгновенно дала превосходный результат. Слабая, потому что из возможных преобразований, было предпринят самый минимум.
2. Потери кинопрокатчиков на премьерных показах изза досрочного появления копий. Это отдельная проблема и с ней действительно необходимо максимально жестко бороться. В данном случае пираты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО забирают у компании ее деньги, которые она должна была получить в течении первого месяца проката.
3. Несоответствие рыночной и потребительской цены продукта, в случае его использовании и в BtB и в BtC. Большинство людей готовы покупать продукты, чья цена соответствует их ожиданиям. Прекрасный пример - игровой рынок начала этого века, когда пиратские диски с играми были достаточно ощутимо подвинуты легальными продуктами, в тот момент, когда паблишеры осознали - достаточно приблизить цену на игру к ее потребительской ценности.
Один из наиболее распространенных примеров в дискуссии об этом секторе - ситуация с Adobe Photoshop. Цена на этот продукт устанавливается его производителем из расчета его профессиональных продаж, как инструмента сильно-доходного бизнеса, при котором цена пакета (порядка тысячи евро) отбивается с первой-же работы. При этом очевидно, что эта цена совершенно неподъемна для человека, который бы мог делать на нем что-то "для себя".
А дальше начинается общественная дискуссия, несет ли на самом деле корпорация Adobe финансовые потери, если ее продукт используют люди, ни при каких обстоятельствах не купившие бы его? Да, ок, они нарушают закон, это очень плохо, но справедлив ли этот закон? Возможно введение диференцированного платежа для частного и корпоративного использования сняло бы эту проблему?
Я в данном случае не педалирую тему, что конечно такое частное использование на самом деле выгодно корпорации, поскольку это создает кадровую базу потребителей их продукта, что в свою очередь поднимает корпоративные продажи, но понимание этого факта тоже существует в общественном сознании.
Возращаясь к началу текста.
Не то чтобы я тут написал что-то революционно новое, все это и так все более менее понятно. Но, вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие собственных конкурентных преимуществ, и в обоснованную публичную позицию, антипираты продолжают финансировать ложную эмоциональную риторику, не имеющую никакого успеха.
Позвольте мне предположить, что вообще-то люди, добившиеся от своих компаний такого размера, обычно не то чтобы идиоты. А это значит, что на самом деле эта риторика ведется из двух соображений:
1. чтобы на моменте "сейчас" успеть досрубить бабла по старым правилам
2. чтобы переход к новым правилам выглядел особенно эффектно, с громким трублением о том, что разговоры о "воровстве" были ложью, а вот мы, настоящие д'Артаньяны, даеле по гайду.
На самом деле я это все написал из одного совершенно примитивного душевного порыва:
Мне неприятно, что простые люди поддаются на риторику о "воровстве", чтобы потом быть кинутыми собственными идеологами. Ребята, плюньте уже на эту мантру, давайте обсуждать РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. А не кто-что украл. Не крал никто ничего. Пиратство снижает продажи? снижает от какой планки? от той, что нарисовал маркетинг? если маркетинг нарисовал планку, в которой не учел реальное состояние дел с пиратством, то есть вопрос, что он еще проебал посчитать? Или все-таки маркетинг был умный и положил потери в цену? Тогда видимо вообще потерь нет?
Слишком много вопросов, чтобы размахивать руками про воровство, куда полезнее обсуждать, можно ли брать деньги не за сам фотошоп, а за публикацию картинки, сделанную им? Не то чтобы слишком сложно, я замечу. Более того, с музыкой вот прямо так сейчас и происходит, композитор и другие авторы произведения получают бабло с радиотрансляция. А не в момент копирования произведения банк радиостанции. Не след ли то будущего?
2. Потери кинопрокатчиков на премьерных показах изза досрочного появления копий. Это отдельная проблема и с ней действительно необходимо максимально жестко бороться. В данном случае пираты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО забирают у компании ее деньги, которые она должна была получить в течении первого месяца проката.
И если уж быть последовательным, то кинопрокат умирает так же, как и книгопечатание. Потому что, в том виде, в каком существовал, он уже изжил себя. В кинотеатры сейчас ходят за зрелищем вроде Аватара, которое на домашнем экране смотреть скучно. А вот экранизацию любимой Джейн Остин я лучше дома посмотрю, а не с хрустящими попкорном подростками.
Недаром сейчас зи кино практически ушли лучшие сценаристы. Они все теперь работают на телевидении. А телевидение - это уже совсем другой формат и метод получения дохода.
Процитированный абзац довольно спорный. Многие аналитики считают, что кино в кинотеатре и кино дома, это просто разные рынки. Это как разница между "я хочу смотреть (и/или пересматривать свой любимый) фильм" и "дорогой, я хочу в кинооо (и так губки надуть
Многие проблемы из-за того, что материальные носители не просто вытесняются с рынка, а вытесняются очень быстро. И, конечно, из-за того, что правообладатели (а это никакие не авторы, даже коллективные, а прокатчики, дистрибьютеры) не хотят терять сверхприбыли от монопольного дележа рынков.
Как раз авторские вполне можно собирать через интернет, много уже способов опробовано на практике и хорошо себя зарекомендовали (а лично я по-прежнему за интеллектуальный налог). Но эксклюзивный дистрибьютер выпадает из цепочки, или теряет возможность устанавливать монопольно высокие цены. Вот она и есть та священная корова, на которую покусились эти торренты и компания. Отсюда вопли, закручивание гаек, и пиратами обзываюцца. Просто слишком большие деньги там крутятся. И они не сдаются, и в России, и в международном праве сейчас тенденция на ужесточение контроля в сфере интеллектуальной собственности.
Но риторика и пропаганда действительно у них проигрышная. Однако за счет массированности что ли я от вполне нормальных людей слышала про воровство и пиратство. Это меня всегда немного расстраивает
И насчет дистрибьюторов полностью согласна. За авторские права борются прежде всего все эти промежуточные пиявки.
Самый яркий для меня пример - музыканты. Я считаю, что они должны зарабатывать основные деньги не за счет дисков, а живыми выступлениями. Всего 150 лет назад они так и делали ведь!
Да, технологии развиваются быстрее законов. В этом загвоздка, наверное.
А в музыке да. Там материальные носители уходя быстрее всего, кстати. Ну вот допустим даже купила я диск лицензионный. Так я что захочу? Конвертировать его сразу в несколько форматов, закачать в плеер, в телефон, в онлайн плеер (а как же дать послушать моим иногородним друзьям?). Вырезать припев на рингтон и т.д. и т.п. Так вот, большую часть этого делать низзя! Пиратство, однозначно.
И потом вот ведь ещё контент в интернете весь пиратский. И очень просто: вот он, единственный правообладатель - звукозаписывающий лейбл, а он в интернет не приходил ни в какой форме, не хочет потому что. Но как только он вынут из интернета, он как бы уже и отмыт. В средненьком плеере 4 гига музыки, а где на нее лицензии? И никто даже не проверяет, не спрашивает. Езди с ним (с награбленным-то) по всему свету, хоть в саму Америку. Но они над этим работают.
зарабатывать основные деньги не за счет дисков, а живыми выступлениями. Всего 150 лет назад они так и делали ведь!
Это да, зато последние десятилетия - на пластинках. Музыка была как книги. Тиражи уже можно делать большие, возможность для копирования практически никакая. Именно что сплав интеллектуального и материального объекта. И началось: золотые диски, платиновые диски. Рекорды по продажам. Деньги-то огромные. Записываешь раз, и стрижешь купоны. Возить музыкантов по городам хлопотно и накладно. Записать альбом в студии намного проще, а охват аудитории больше. Наши меньше этого захватили. Поэтому переход в новую ситуацию, когда народ уже не хочет покупать музыку на материальных носителях (это элементарно неудобно) переносят проще. Шнур вон откровенно говорит, что зарабатывает на концертах (и на корпоративах, да-да-да!), посему к пиратам претензий не имеет. Наоборот, продолжайте подсаживать аудиторию на мои песни, вот тут-то я с концертом и приеду. Но на западе-то к другому привыкли. И отвыкать как-то неохота. Проще начать давить действующими законами, отсталыми конечно. Если бы это лобби намеревалось на цифровом контенте, в том числе в сети, зарабатывать, давно бы законы были передовыми. Просто пока ещё им потребителей давить выгоднее, чем перестраиваться и осваивать новый рынок. А те кто этот рынок пытается все-таки поднять, пираты. Гугл вон с оцифровкой книг, all of mp3, - давить с особым усердием. Примеров полно.
Из небавних абсурдов. Может, ты слышала. К нам приехала Байонси с концертами. И наше общество авторских прав ее оштрафовало за то, что она за исполнение СВОИХ ЖЕ ПЕСЕН не отчислила в их фонд денюжку
Жутковатая организация)))
А чо Бьонсе, она не только свои песни пела.
Как же бедные авторы?А хоть бы и свои. Надо заплатить в РАО, а оно передаст Бьонсе, за вычетом своего "вознаграждения". Неужели РАО не получит свои проценты? Как так можно вообще! Пиратка Бьонсе!Это они "организаторов концертов" ищут. Если не находят, им и продавцы билетов сгодятся. Там юридически вообще песня, насчет организации концерта как способа исполнения. Мрак и беспредел. Есть надежда, что ВАС с ВС наведут порядок в практике, но до них пока далеко.
А Шнур молоток