Окраина
И опрос из серии «проголосуйте, что вам жалко, что ли?»
Скажите, пожалуйста, кто вы?
Каждый про себя говорит «Я», имея в виду при этом разные вещи в разных ситуациях. Это разные аспекты «Я», они есть у каждого. «Я» - понятие комплексное. Но у любого комплекса есть устройство. Что-то является ключевым, без этого все рассыпается, не имеет ни смысла ни бытия, а без чего-то существовать хоть и трудно, но можно. Кроме того, есть части, хотя для существования объекта важные, но другим подчиненные. Корабль плывет, куда ветер дует, хотя если нет корабля, то никто и не плывет. И тем не менее, если задаться таким вопросом, с чем вы отождествляете свое «Я», когда имеете в виду свою суть. Интересует строго ваш взгляд на себя изнутри. Субъективное самоощущение и самопредставление.
Мистику типа «я –эльф 80 уровня моя бессмертная душа» мы с ушей снимаем здесь не рассматриваем. Берем вещи строго реальные - материальные и идеальные.
UPD:
Пока не забыла, коротенько здесь напишу.
Для меня этот вопрос решается через то, от чего внутреннее Я может себя отделить.
Так, повторюсь, легко мы себя отделяем от своих социальных ролей. "Он смотрит на меня только как на женщину, но я же личность". И т.п. Я не является ни одной из своих социальных ролей, и уж тем более не является их совокупностью. Мы можем привносить в определение сколько угодно неЯ, ближе к Я от этого мы не станем. Если Я для мира объективно - совокупность его социальных ролей - этопроблема мира для Я ничего не значит в плане субъективного самоопределения.
Также на определенном этапе Я легко отделяет себя от своего тела. К самоощущению "Я живу в этом теле" приходят практически все. Все эти прекрасные Я в непрекрасных телах. Все эти метафоры принцесс-лягушек, примерам несть числа.
Тут есть интересный аспект. Тело-неЯ мыслится как "моё". То о чем я могу сказать "моё" - не Я, а некий объект, которым Я-субъект владеет. Управляет, достаточно тесно к нему привязано. Но это неЯ уже потому что это "моё". Как только Я говорит о чем-то "моё", Я себя от своего отделяет самим этим называнием.
Соответственно мои знания (опыт), эмоции (чувства), мысли - не Я. И даже воля, если брать ее прикладной аспект. Мой кнут - не Я. Другое дело, если удается выявить источник своих побуждений. В этом смысле ницшеанская воля близка к понятию Я. Но, по моему скромному разумению, не тождественна.
Вообще пережить разотождествление со своими чувствами и мыслями интересный опыт. Но на один раз, если у кого получается. Потому что постоянное разотождествление с собственным рассудком - шизофрения, как ни крути.
Скажите, пожалуйста, кто вы?
Каждый про себя говорит «Я», имея в виду при этом разные вещи в разных ситуациях. Это разные аспекты «Я», они есть у каждого. «Я» - понятие комплексное. Но у любого комплекса есть устройство. Что-то является ключевым, без этого все рассыпается, не имеет ни смысла ни бытия, а без чего-то существовать хоть и трудно, но можно. Кроме того, есть части, хотя для существования объекта важные, но другим подчиненные. Корабль плывет, куда ветер дует, хотя если нет корабля, то никто и не плывет. И тем не менее, если задаться таким вопросом, с чем вы отождествляете свое «Я», когда имеете в виду свою суть. Интересует строго ваш взгляд на себя изнутри. Субъективное самоощущение и самопредставление.
Мистику типа «я –
UPD:
Пока не забыла, коротенько здесь напишу.
Для меня этот вопрос решается через то, от чего внутреннее Я может себя отделить.
Так, повторюсь, легко мы себя отделяем от своих социальных ролей. "Он смотрит на меня только как на женщину, но я же личность". И т.п. Я не является ни одной из своих социальных ролей, и уж тем более не является их совокупностью. Мы можем привносить в определение сколько угодно неЯ, ближе к Я от этого мы не станем. Если Я для мира объективно - совокупность его социальных ролей - это
Также на определенном этапе Я легко отделяет себя от своего тела. К самоощущению "Я живу в этом теле" приходят практически все. Все эти прекрасные Я в непрекрасных телах. Все эти метафоры принцесс-лягушек, примерам несть числа.
Тут есть интересный аспект. Тело-неЯ мыслится как "моё". То о чем я могу сказать "моё" - не Я, а некий объект, которым Я-субъект владеет. Управляет, достаточно тесно к нему привязано. Но это неЯ уже потому что это "моё". Как только Я говорит о чем-то "моё", Я себя от своего отделяет самим этим называнием.
Соответственно мои знания (опыт), эмоции (чувства), мысли - не Я. И даже воля, если брать ее прикладной аспект. Мой кнут - не Я. Другое дело, если удается выявить источник своих побуждений. В этом смысле ницшеанская воля близка к понятию Я. Но, по моему скромному разумению, не тождественна.
Вообще пережить разотождествление со своими чувствами и мыслями интересный опыт. Но на один раз, если у кого получается. Потому что постоянное разотождествление с собственным рассудком - шизофрения, как ни крути.

Вопрос: Итак, я – это…
1. Моя социальная роль во всем многообразии – человек, мужчина/женщина, член семьи, студент-специалист и т.п. Я – тот, кто работает, учится, приходится кому-то родителем, кому-то ребенком. | 2 | (8.7%) | |
2. Моё тело. Руки-ноги-бэмс!-голова-дум-дум-бам! Далее по списку. Я – тот, кто сидит, встает, ходит по этой земле. Кто родился, кто умрет. | 0 | (0%) | |
3. Мои знания, опыт. Я - тот, кто прожил эту жизнь до этого момента, и вся она со мной, и составляет меня. Все, что я видел и слышал. А как осознанное – все, что я запомнил. Эта постоянно изменяющая совокупность информации и есть Я. | 8 | (34.78%) | |
4. Мои мысли. Я – тот, кто в данный момент думает, что он в данный момент думает :) Вот этот непрерывный мыслительный процесс и есть моё Я. | 8 | (34.78%) | |
5. Мои эмоции, чувства. Я - тот, кому радостно, грустно, обидно, тот, кто злится или испытывает удовольствие. Я и есть эта череда переживаний. | 2 | (8.7%) | |
6. Моя воля. Я – то, что заставляет меня идти, думать это и не думать другого. То, что обуздывает мои чувства, или соглашается им поддаться. Вот это непрерывное управление мной и есть я. | 1 | (4.35%) | |
7. Свое – в комменты. Если только вы не эльф 80 уровня, или там носитель божьей искры. | 2 | (8.7%) | |
Всего: | 23 |
мой-то ответ - "понятия не имею" )
Бетайлас, ну не думала, так не думала.
Интересно, что никто не голосует за тело
Но в целом вопрос не о том, что в "Я" всего важнее. А чем "Я" считает себя, когда смотрит на себя в зеркало.
Третий пункт бесспорный лидер
А чем интуитам не угодили переживания тогда?
что всего важнее - это я легко могу сказать.
а вот кем я себя считаю... да никем не считаю.
но тогда я ваще не понимаю смысл опроса)))
Вот моя рука. Это не я. Но это не значит, что я эту руку отрезаю и выкидываю.
Это голосование показывает, например, что никто из проголосовавших не считает Я = тело. Люди легко переживают ментальное разотождествление себя со своим телом. "я живу в этом теле" - нормальная идея. Но кто/что тогда Я, которое в этом теле живет?
Речь идет не о я-без-тела. А о я-в-теле. Опять же, рыбы без реки нет. Но если уж тут протекает река, интересно увидеть в ней рыбу.